Как сделать трактор своими руками?

Самодельный тракторКак известно, в сельском хозяйстве трактор - вещь необходимая и крайне полезная. Но их применение эффективно не только на крупных сельхозпредприятиях, а и в небольших фермерских хозяйствах. Да и просто на огороде или в саду трактор или минитрактор (всё зависит от площадей Вашего участка) - незаменимый помощник, применение которого довольно разнообразно и многофункционально.

Поэтому одним из интересных дел для самодельщиков является изготовление самодельного трактора своими руками. Самодельным тракторам, конечно, сложно конкурировать со своими фирменными собратьями, но у них тоже есть ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, настоящий трактор стоит довольно дорого, а сделать самому гораздо дешевле. 

Сделать трактор своими руками гораздо проще, чем автомобиль. Во-первых, потому, что трактору не надо обеспечивать хорошие ходовые качества в диапазоне скоростей от 5 км/ч до 150. 
Трактор -  это в первую очередь труженник, и на такие вещи, как дизайн внешнего вида и скорость разгона можно просто не обращать внимание. Вот что получилось у одного из жителей сельской местности.

Трактор "ДИЗЕЛЬ" с силовым агрегатом ВАЗ-2101

Как понимаете, название мини-трактора носит шуточный характер. На самом деле использованы узлы от автомобилей ВАЗ-2102 и УАЗ.

Сколько времени ушло на постройку трактора?

Трактор строился "с нуля" и на работу было потрачено почти два года. Для его постройки пришлось раскурочить рабочий автомобиль ВАЗ-2102 и брошенный ЗАЗ-968, списанную и полусгнившую раму грузового УАЗ. Вместо обрезанного зада рамы наварены отрезки 100 мм швеллера.

На фотографии видны приваренные к нижней части рамы втулки, те, что над крыльями передних колес. Это крепеж для ножа-толкателя, например, для чистки снега. Для более тяжелых целей его вряд ли возможно использовать из-за малого веса трактора (около 700 кг).

На панели капота приварены три дуги. Они служат ручками, если надо забраться на капот или бампер. Также они являются ограничителями при перевозке груза на капоте. Он спроектирован так, что может выдержать вес 100-150 кг. Например, несколько мешков картофеля.

Что именно использовано от ВАЗ-2102?

От донора ВАЗ использован в сборе весь силовой агрегат: двигатель, коробка передач, управление сцеплением, педальный узел, электрооборудование, приборы, светотехника.

Для понижения скорости движения трактора используется понижающий редуктор с числом редукции 3,5. Это бортовой редуктор от электрокара. Соединение редуктора с коробкой передач с помощью укороченного УАЗовского кардана. С одной стороны кардана - ВАЗовское соединение с резиновой муфтой, с другой стороны - УАЗовская крестовина. Соединение двух фрагментов карданов на сварке после предварительной подгонки на токарном станке. Соединение редуктора с задним мостом - прямое "фланец к фланцу". Практика эксплуатации показала, что это не самое удачное решение. Надо бы через резиновую муфту.

Что использовано в качестве заднего моста?

Задний мост использован от УАЗ. Длинный чулок укорочен до длины короткого для того, чтобы можно было использовать две стандартные короткие полуоси.

Из длинной полуоси сделать короткую достаточно просто: отрезается фланец, сверлится по центру отверстие на токарном станке, обрезок полуоси обрабатывается, вставляется в отверстие и обваривается снаружи, лишнее отрезается.

Разрезанный чулок соединяется с помощью сварки, предварительно на срезе снимается фаска. Проваривать по кругу несколько раз до заполнения фаски. Далее сверху проваривается до получения хорошего сварочного шва. Затем газовой горелкой прогревается место сварки до темно-красного свечения и остуджается на воздухе. Для страховки на место сварки наложен суппорт, на рисунке обозначено цифрой 2.

Это на случай, если произойдет удар по заднему мосту. На самом деле чулок необходимо вынимать из картера моста, но здесь проблемы с высверливанием заглушки. Выбить чулок из картера, затем укоротить и проточить на токарном станке. Крепление моста к раме с помощью V-образной конструкции (цифра 3), с опорой на штатные подушки заднего моста и крепление к нему стремянками.

Как устроен передний мост?

Передний мост сварен из толстостенных труб, толщина стенки 8 мм. В верхней части боковых стоек устроено поворотное устройство из ступичных подшипников ВАЗ. Подшипники сверху и снизу. Сверху закрыто крышкой, через нее выходит поворотная ось. Фиксируется "жигулевской" ступичной гайкой. В нижнюю-поворотную, часть врезаны передние ступицы от ЗАЗ-968. Как это сделать, хорошо видно на рисунке справа. Здесь надо заметить, что необходимо установить оба длинных поворотных пальца. Кроме этого, пальцы сделаны неподвижными с помощью сварки. Это грубо, но они больше никуда не понадобятся. Для прохода сквозь трубную стойку сделаны гильзы, которые туда ввариваются, а пальцы просто в них вставляются и крепятся гайками и стопорятся.

На нижнем рисунке видна рулевая тяга. Там первоначально стояла от Запорожца, но оказалась слабовата. Пришлось заменить на ГАЗ-53.Теперь за нее можно буксировать. Рулевые рычаги вварены в подвижные трубные стойки. Тоже от ГАЗ-53. Для прочности они закреплены косынками. На стойки переднего моста приварен крепеж для крыльев передних колес. Рычагов крепления - два. 

Ось качания переднего моста сделана на поворотном кулаке от ГАЗ-53. Лучше делать на кулаке от ЗИЛ. Он мощнее и при повороте не отклоняется в сторону, т.к. балка у ГАЗ имеет изгиб, а у ЗИЛ этого изгиба нет. Кулак сделан съемным с балки моста. Вварен он в перекладину рамы. На рисунке над передней балкой видны отбойники, которые срезаны с задней части рамы.

Что с тормозами и рулевым управлением, радиатором?

Главный тормозной цилиндр использован от УАЗ (ГАЗ-53). Жигулевский оказался мал из-за задних УАЗовских рабочих цилиндров. На снимке справа он хорошо виден. Рядом с ним стоит главный рабочий цилиндр сцепления. Рулевой редуктор и рулевая колонка от УАЗ, также от него и рулевая тяга. Для крепления рулевого редуктора в раму вварена перекладина. Система охлаждения двигателя работает с радиатором от ВАЗ. Он установлен спереди двигателя с наклоном.

Как изготавливалась кабина?

Кабина была изготовлена отдельно и закреплена на раме восемнадцатью болтами через приваренные бобышки. На кабине закреплено сидение. На передней стенке кабины закреплен педальный узел, приборный щиток, главные цилиндры тормозов и сцепления, детали электрооборудования. Задней стенкой кабины является бензобак. Слева и справа от бензобака приварены боксы задних фонарей трактора.