Как защититься от воровства топлива?

Воровство топливаЦены на топливо растут не по дням, а по часам. А вот о прибылях этого не скажешь… В сложившейся ситуации многие предприятия стремятся снизить расходы на ГСМ. И вроде все в курсе, что вдали от глаз руководства происходит воровство топлива. Но как бороться с этой проблемой? Ведь недобросовестный водитель играет фактически на своем поле…

Системы контроля расхода топлива и ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта от компании Omnicomm делают невозможным практически все существующие в мире махинации персонала с топливом, именно поэтому их так не любят водители. Да и не только они, ведь повязаны в нелегальном «бизнесе» могут быть и механики, и даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Разумеется, участникам махинаций внедрение систем спутникового контроля становится крайне неинтересно, и они начинают всячески ему препятствовать.
Вопросами контроля работы транспорта в Omnicomm занимаются уже почти 15 лет. За это время специалисты компании досконально изучили механику преступного бизнеса, способы обмана и объемы утечек средств. Аналитический центр компании проанализировал накопившуюся за годы работы информацию и предоставил следующие данные: для компаний-перевозчиков финансовые потери на топливе составляют 25%, а для предприятий эксплуатирующих специальную и строительную технику потери могут достигать до 80%! Вы только представьте эту сумму!
Среди многочисленных видов топливных махинаций и иных нарушений в компании Omnicomm выделяют 10 наиболее распространенных способов и предлагают методы борьбы с ними с помощью использования систем спутникового мониторинга транспорта.

Слив топлива из бака

Одна из наиболее простых и незамысловатых махинаций: если норма расхода топлива завышена, то у водителя появляются остатки или избытки топлива. Водитель берет свободную емкость (как правило, это канистра 20 или 50 литров) и с помощью шланга сливает топливо. Затем топливо продается по цене ниже рыночной, либо используется для заправки собственного автотранспорта. Ярким примером и подтверждением таких махинаций является тот факт, что процент легковых автомобилей с дизельным двигателем среди водителей строительных и прочих автопредприятий довольно высок.
Решение от Omnicomm: Система выдает отчет обо всех сливах из бака с указанием объема, даты, времени начала и окончания слива. Водителю придется объясниться - с какой целью в этот период времени был произведен слив топлива.

Покупка «левых» чеков

Если водителю выдаются подотчетные денежные средства на покупку топлива, он может приобрести на трассе в специализированных местах нелегальные или, так называемые, «левые» чеки, отчитываясь перед бухгалтерией предприятия за якобы фактическую заправку топлива, которой на самом деле не было. Водитель постоянно жалуется на то, что он не вписывается в принятую норму расхода топлива, ссылаясь на перегруз, встречный ветер, плохие дороги, пробки, плохое техническое состояние автомобиля и прочее.
Решение от Omnicomm:
Система выдает отчет обо всех заправках в бак с указанием объема, даты, времени начала и окончания заправки, таким образом, несуществующих заправок в отчете отражено не будет, и водителю придется объяснять, откуда он взял этот «левый» чек.

«Левые» рейсы

Водитель, успевая по графику выполнить, например, три плановых рейса быстрее, может выполнить четвертый «на сторону». К примеру, вывезти четвертую машину песка не на отсыпку дороги, а на дачный участок за «наличку».
Решение от Omnicomm: Через программное обеспечение системы Omnicomm можно полностью контролировать перемещения машины на карте в режиме онлайн.

Подкручивание одометра

Водитель подкручивает показания одометра или счетчика моточасов. Существуют специальные устройства, которые подключаются к этим приборам и с их помощью производится накрутка до необходимых показаний приборов. Иногда счетчик моточасов или спидометр целенаправленно выводят из строя, списывая по путевому листу якобы пройденный километраж или отработанные моточасы. Накрутка происходит, как правило, в вечернее время (после работы, в гараже). Водитель на подкрученный километраж либо сливает топливо (как правило, по завышенной норме), либо покупает «левые» чеки. Предприятие косвенно теряет огромные денежные средства на «упущенной экономической выгоде» (один час работы техники стоит гораздо дороже слитых 50 литров топлива) и прохождение автомобилем очередного планового ТО, до которого еще надо было ездить, порой, несколько тысяч километров.
Решение от Omnicomm: Система показывает фактический пробег (километраж, моточасы). В случае «накрутки» система выдает скачки скорости до 250 км/ч и более, которые легко распознаются как умышленная «накрутка». Система позволяет также увидеть пройденный машиной маршрут на карте, выявив любые отклонения от заданного пути.

Продажа топливных талонов

Водители многих предприятий до сих пор получают так называемые талоны на топливо, предъявив которые на АЗС, заправляются. Эти талоны также легко продать по заниженному курсу, отчитавшись за якобы произведенную заправку.
Решение от Omnicomm: Количество заправок в отчете сверяется с количеством топлива по выданным талонам. Если возникает разница, водителю показывают детализированный список заправок по датам и времени, и он вынужден объяснить, где недостающая заправка (неиспользованный талон).

Сговор с оператором АЗС

В последнее время все больше предприятий стали использовать электронные топливные карты, избавившись от выдачи наличных подотчетных денег. Это качественно новая ступень в расчетах за топливо. В конце отчетного периода, например, один раз в месяц, топливная компания, картами которой пользуется предприятие, высылает по электронной почте весь список заправок детально по номерам карт; таким образом можно сверить чеки, предоставленные водителями с этим отчетом – все они должны полностью совпадать – «левых» чеков приобрести уже нельзя. Но и здесь есть свои слабые места. Так, водитель может вступить в сговор с оператором АЗС о заправке в бак, к примеру, 100 литров топлива, а выдаче официального чека на 200 литров. Деньги с топливной карты списываются за 200 литров, 100 литров попадает в бак, а за якобы заправленную вторую сотню водитель получает наличные по принятому на АЗС курсу, примерно на 40-45% ниже «цены столба» (розничной отпускной цена АЗС). От таких махинаций особенно существенно страдают международные перевозчики: водитель за свои деньги заправляет перед границей автомобиль по максимуму, а затем, где-нибудь в Польше, просто обналичивает деньги с топливной карты, где цена за топливо вдвое или втрое выше российских розничных цен. Также водитель может заправить по своей карте чужую машину за наличные, либо залить одну-другую канистру мимо бака, реализовав топливо впоследствии.
Решение от Omnicomm: система выдает количество фактически произведенных в бак заправок с указанием даты и времени заправки. Несуществующие заправки или недозаправки сразу будут выявлены.

Заправка более дешевым топливом

Существуют так называемые пункты «сдачи-приемки» дизельного топлива. Водители о них хорошо знают. Как правило, это припаркованный на обочине старый бензовоз, или невзрачная на вид стационарная емкость. Водители, которые в силу каких-либо обстоятельств, не могут или не хотят продавать топливо на сторону, сдают его сюда. А другие водители, которые могут купить левый чек для отчета, еще стараются сэкономить и на покупке самого топлива. Качество топлива на таких псевдо-АЗС оставляет желать лучшего. Такие заправки приводят к простоям техники, связанным с ремонтом узлов и деталей дорогостоящей топливной аппаратуры, таких как ТНВД и др. Решение от Omnicomm: система показывает дату, время и место фактической заправки топлива в бак. Организовать совпадение времени/места в нелегальном чеке со временем/местом фактической заправки невозможно технически.

Сговор с топливозаправщиком на стройплощадках

Махинация, похожая на сговор с оператором АЗС. Только в данном случае речь идет о недоливе топлива в бак автомобиля из бензовоза. Как правило, это происходит на закрытых объектах: карьер, стройплощадка. На таких объектах водителям не выдаются ни наличные деньги, ни топливные карты, ни талоны для заправки топливом – есть бензовоз и топливная ведомость, в которой расписывается водитель и топливозаправщик. Такие сговоры носят постоянный характер, объемы недоливов здесь достаточно велики. Примерно один полный бензовоз в неделю продается «налево», а деньги распределяются между водителями и заправщиком (это данные с различных объектов на территории России и за рубежом – как ни странно, они примерно совпадают – один бензовоз в неделю).
Решение Omnicomm: система представляет список заправок с указанием даты и времени, таким образом, данные сверяются с топливной ведомостью, и выявляются фактические расхождения. В компании разработана специальная система для контроля работы топливозоправщика - Omnicomm FTC.

Фиктивная работа

На спецтехнике оператор заводит двигатель и всю смену работает на холостом ходу. Водитель списывает топливо по якобы отработанным моточасам по принятой норме. В итоге работа не выполнена, топливо списано. Предприятие теряет деньги, потраченные на закупку топлива, а также несет потери за счет упущенной выгоды от невыполненной работы.
Решение от Omnicomm: Система мониторинга показывает фактическое потребление топлива двигателем. Разницу между реальной и фиктивной работой видно по отчетам системы.

Слив «обратки»

В работе двигателей есть понятие «обратка». Это неотработанное топливо, которое возвращается из двигателя в бак. Некоторые водители врезают в топливную магистраль тройники или просто сливают в канистры «обратку». Решение от Omnicomm: Система фиксирует расход топлива на час работы двигателя, при этом разница в расходе топлива на моточас при нормальной работе и при сливе «обратки» становится очевидной.