Бульдозер ЕС-10фронтальный погрузчик ПК-90

Фронтальные погрузчики. Основы проектирования и производства.

alt

Одноковшовые колесные фронтальные погрузчики являются на сегодняшний день одним из самых распространенных и востребованных видов дорожно-строительных машин. Именно поэтому столь большой интерес специалистов вызвала информация о разработке ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» колесного погрузчика ПК-46 и запуске его в производство.

ПК-46 – первенец колесных погрузчиков ЧТЗ
Стратегическое решение о расширении модельного ряда выпускаемых инженерных машин было принято на Челябинском тракторном заводе еще несколько лет назад. Именно такую задачу поставил перед маркетинговыми и конструкторскими службами предприятия генеральный директор ООО «ЧТЗ-Уралтрак» Валерий Платонов.

– Проведенный маркетинговыми службами завода анализ рынка инженерных машин показывал, что на первом месте, с точки зрения потребительского спроса, однозначно находятся колесные погрузчики. Их главное конкурентное преимущество – универсальность применения. Специалистам хорошо известно, что фронтальный колесный погрузчик может самостоятельно перерабатывать сыпучие грунты, производить отсыпку насыпей, копать котлованы, производить загрузку самосвалов и железнодорожных платформ.

Главный вопрос, стоящий перед руководством предприятия, заключался в том, погрузчик какого класса выпускать.

Так, в первую очередь, предполагалось заняться проектированием машины грузоподъемностью 6,5 тонн. Конечно, это очень перспективный класс колесных погрузчиков. Но в этом сегменте на рынке представлена техника пяти (!) отечественных производителей, и это, – не считая зарубежных машин.

Выбор грузоподъемности погрузчика в 4,6 тонны был обусловлен двумя основными причинами: во-первых, машины этого класса отличаются максимальной универсальностью. Они могут успешно работать не только в карьерах и на дорожно-строительных работах, но и на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.

Перед руководством завода стал сложный вопрос о том, кому доверить конструирование колесного погрузчика. Острота ситуации заключалась в том, что в послевоенной истории Челябинского тракторного завода еще не было случаев, когда бы к разработке перспективных образцов техники привлекались специалисты со стороны.
Заместитель генерального директора ООО «ЧТЗ-Уралтрак» по колесной технике Владимир Перезолов:
– Делали мы погрузчик по новому для себя алгоритму – для его проектирования мы привлекли лучших специалистов в области разработки колесной техники. Это позволило нам существенно сократить время на проведение НИОКР и свести к минимуму возможные ошибки и просчеты, которые были неизбежны, если бы мы вели проектирование собственными силами. Дело не в том, что мы не имеем квалифицированных инженерных кадров, наши конструкторы – профессионалы высокого уровня, но во всем, что касается гусеничных промышленных тракторов. И на освоение колесной техники им потребовалось бы время. К тому же – это проверенная мировая практика, все ведущие производители, создавая образцы новой для себя продукции, стремятся привлечь специализированные инженерные подразделения.
Важнейшей особенностью всего процесса разработки ПК-46 был упор не на технологические возможности тракторного завода в производстве основных узлов и агрегатов машины, а изначальная ориентация на аналогичные изделия только лучших отечественных и зарубежных производителей. Одним словом, для своего первого колесного погрузчика на ЧТЗ использовались только «породистые» комплектующие.
– Действительно, мы не замыкались только на производственных возможностях завода. Конечно, было бы заманчиво расширить производственную программу наших подразделений за счет узлов и агрегатов для колесного погрузчика. Но всегда нужно быть реалистами и отдавать себе отчет в том, что если раньше мы подобную технику не делали, то вряд ли нам удастся сразу же обеспечить необходимое качество. А рынок ждать не будет. Поэтому в конструкции погрузчика мы использовали узлы и агрегаты многих ведущих фирм, в том числе и зарубежных, которые способны этот уровень качества гарантировать. Так, мы применили коробку передач известной немецкой компании ZF, практически вся гидравлическая аппаратура – итальянских и датских производителей, силовой агрегат – дизель ЯМЗ-236 Ярославского моторного завода и так далее. На долю наших заводских подразделений: Группы предприятий Челябинский Каток пришлось изготовление силовой рамы погрузчика, стрелы, ковша и т. д.
Для производства погрузчиков в структуре ЧТЗ было организовано новое предприятие – «Профессиональные строительные машины – Завод малых серий».
Жизнь показала, что мы пошли по единственно правильному пути: для будущих потребителей машины важно то, что при ее разработке использовались только проверенные решения, именно это является залогом ее высокого качественного уровня.
Кроме всего прочего, использование принципиально новых подходов к разработке машины позволило существенно сократить время освоения производства колесного погрузчика. От утверждения технического задания до презентации первого образца ПК-46 прошел всего год. Любой, кто знаком с отечественным машиностроением, скажет, что подобные сроки находятся просто за гранью реальности. Такие темпы освоения производства абсолютно новой техники были на заводе только в годы войны.
Первый показ машины состоялся в декабре 2005 года и оказался на редкость удачным. Двигатель завелся с пол-оборота, все маневры с ковшом погрузчика выполнялись быстро и четко. Даже в стесненных условиях производственного корпуса, где и была проведена презентация, ПК-46 продемонстрировал высокую маневренность вне зависимости от направления движения.

– Основные базовые параметры технического задания удалось реализовать в готовой машине. Будем откровенны, редкий случай, что все получилось и погрузчик сразу «пошел».
Сейчас маркетинговые службы предприятия намерены провести широкий показ машины для потенциальных потребителей подобной техники.

Однако необходимо признать, что одна колесная инженерная машина, какой бы удачной она не была, ни в коей мере не решает стратегическую цель завода – существенное расширение выпускаемой предприятием номенклатуры строительно-дорожных машин. Поэтому параллельно с серийным производством ПК-46 на заводе уже начато производство погрузчиков ПК-30 и ПК-65. 

Первый товарный образец Proffi (такое название получил ПК-46) приобрело ООО «КПП» из города Троицк Челябинской области для работы в песчаном карьере. И о своем выборе, как говорят его руководители, на предприятии ни разу не пожалели.

Рассказывает начальник песчаного карьера «КПП» Сергей Старовойтов:
– До челябинской машины у нас работал погрузчик совместного корейско-китайского производства. Неплохая машина, но Proffi – лучше. Он превосходит «корейца» по производительности, причем существенно. За это могу ручаться – сравнивали. Скажу так, десять железнодорожных платформ грузоподъемностью 66 тонн ПК-46 загружает за два часа, а корейская машина – за три. При плече подвоза менее 10 метров на заполнение одной платформы у Proffi уходит до 7 минут, а при плече в 20 метров – до 10 минут.
После того как на загрузку платформ поставили Proffi, мы убрали с этого участка экскаватор и два бульдозера, которые раньше выполняли эту работу, сейчас они здесь просто не нужны. Особо должен подчеркнуть, что при столь впечатляющих конкурентных преимуществах цена челябинского погрузчика значительно ниже, чем у китайско-корейского аналога.

Это обстоятельство особо отмечает Владимир Перезолов:
«ПК-46 – это только первая ласточка. Мы ведем активную работу и по другим типам колесных инженерных машин. Могу ответственно заявить, что следующих новинок колесной инженерной техники марки ЧТЗ долго ждать не придется».

По материалам журнала "Спец&Техника", 2007 г.