Газ-66 - грузовик повышенной проходимости

Газ-66Газ-66 - легендарный грузовик повышенной проходимости по праву заслужил почет и уважение среди водителей за свою действительно феноменальную проходимость. Этот автомобиль до сих пор является одним из лучших образцов отечественной вездеходной техники.

Из 965 941 автомобиля ГАЗ-66 различных модификаций, выпущенных за 35 лет с июля 1964 г по июль 1999 г, более 70% поступило на специализированные заводы для дальнейшей комплектации спецтехникой, что объясняется большой популярностью использования его шасси в качестве транспортной базы. Автомобиль ГАЗ-66 предназначен для перевозок грузов, людей и буксировки прицепов по всем видам дорог и по бездорожью.

ГАЗ-66 стал первым серийным отечественным грузовиком с V-образным 8-цилиндровым двигателем. Для увеличения площади грузовой платформы при минимальной длине было решено расположить кабину над двигателем. Запасное колесо было размещено вертикально за кабиной, что позволило понизить уровень пола грузовой платформы. Среди особенностей конструкции: гипоидная главная передача, цельнометаллическая грузовая платформа, гидровакуумный усилитель в приводе тормозов, гидроусилитель руля, омыватель лобового стекла.

Помимо привлекательных качеств самого шасси (высокая проходимость, отработанность конструкции, массовое производство), нельзя не отметить довольно широкий ассортимент специальных кузовов и оборудования, которые по своим массово-габаритным характеристикам соответствовали установке на шасси грузовика ГАЗ-66. Это различные мастерские, лаборатории, медицинские автомобили, цистерны, небольшие топливо-маслозаправщики, техника продовольственной службы, машины обслуживания и т.д.

Однако, помимо вооруженных сил, автошасси данного типа требовалось и гражданским потребителям. Поэтому, на шасси ГАЗ-66 стали появляться молоковозы и вахтовки, бурильно-крановые машины и автолавки, передвижные отделения связи и коммунальная техника.

Первоначально гамма грузовиков ГАЗ-66, освоенная Горьковским автозаводом включала в себя пять модификаций автомобиля - ГАЗ-66-01 - базовый вариант без лебедки; ГАЗ-66-02 - с лебедкой; ГАЗ-66-03 - без лебедки и системы регулирования давления воздуха в шинах, но с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-04 - без лебедки, с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-05 - с лебедкой и экранированным оборудованием.

С января 1985 года начался выпуск модернизированного семейства ГАЗ-66-11. Модификации получили соответственно измененные индексы - ГАЗ-66-12, ГАЗ-66-14, ГАЗ-66-15. Автомобили отличались от своих предшественников внешним видом - измененной светотехникой, с новыми передними и задними фонарями и огнями автопоезда на крыше кабины.

Чуть раньше, в 1984 году на ГАЗ-66 появились новые колеса с неразъемным ободом и замочными кольцами. Следующая модернизация автомобиля пришлась на 1993 год, когда часть машин стали оснащать дизельным двигателем ГАЗ-5441.10, мощностью 116 л.с., с воздушным охлаждением. Появилась независимая отопительная установка, разместившаяся в проеме правого окна задка кабины в специальном отсеке.

В 1998 году Горьковский автозавод прекратил крупносерийное производство машины и перешел к выпуску ее малыми партиями, которые продолжали поступать в войска. Последний автомобиль ГАЗ-66 установлен на постаменте возле сборочного цеха. Автомобили последних серий выпуска имели универсальную грузовую платформу новой конструкции, унифицированную с коммерческим автомобилем ГАЗ-3309.